О карточных мошенниках

О карточных мошенниках

Моему доброму приятелю из С-ска крупно повезло. Буквально на днях банк все-таки выплатил ему деньги, уворованные года два тому назад с пластиковой карточки. Правда, для этого приятелю потребовалось пройти через все круги ада российской правоохранительной и судебной системы. Не сказать, что это путешествие показалось ему приятным.

Началось все, как в плохом романе. Отправившись в магазин закупаться к дню рождения дочки и уже стоя на кассе в предвкушении скорой детской радости, приятель вдруг услышал:
– Молодой человек, у вас какая-нибудь еще карта есть? А то на этой денег не хватает.
Отдавая должное литературным штампам, замечу, что эти слова прозвучали для приятеля, словно гром с ясного неба. Как так, ведь несколько дней назад он получил крупный аванс и специально держал его для такого случая. Ну, максимум, потратил пару тысяч, снятых в банкомате? Что за … сидят в этих банках?!!

Увы, в банковском офисе действительность предстала совсем в ином свете. Выяснилось, что его карточный счет вычищен почти полностью. Причем, деньги снимались несколькими порциями через разные банкоматы в течение очень короткого времени.

Понятное дело, приятель накатал телегу в банк, заявление в полицию и жалобу в местный потребнадзор до кучи. Столь же понятно, что толку от этих телодвижений вышло почти ноль. Банк в выплате денег отказал, ссылаясь на то, что ПИН-код был введен правильно и с первой попытки. Гг. полицейские после некоторой волокиты дело все-таки возбудили, но затем приостановили «в связи с не установлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого». Государственные защитники прав потребителей развели руками: не их профиль.

Приятель толкнулся в суд. И вот тут — правда, не сразу, — черная полоса в его жизни начала сменяться белой. Ему повезло. Живи он в Москве и обратись к столичной Фемиде, все завершилось бы куда быстрей и куда печальней. Московские судьи почти всегда принимают довод банкиров о том, что ввод правильного ПИН-кода является достаточным доказательством «совершения операций со счета истца уполномоченным лицом». Даже если деньги снимались в другом городе или другой стране. Иначе говоря, существования такого вида карточного мошенничества, как скимминг, и того факта, что от него на 100% ни одна карта не защищена, в столице предпочитают не замечать.

Иное дело – провинция. Может быть, тамошние судьи о скимминге тоже не слышали. Зато они заглядывали в «Закон о защите прав потребителей», статья 14 которого возлагает именно на продавца ответственность за вред, причиненный вследствие недостатков оказываемой им услуги. При этом п.5 названной статьи освобождает продавца от этой ответственности только в том случае, если он докажет факт нарушения потребителем правил использования услуги. Иначе говоря, не клиент должен доказывать, что он бережно хранил карту и ПИН-код, а банк – что клиент этого не делал.

Что же до недостатков банковских карт, то в Письме Банка России от 07.12.2007. №197-Т прямо говорится: «Наблюдаются случаи неправомерного получения реквизитов банковских карт при проведении операций через банкоматы. При этом используются накладные устройства на клавиатуру для ввода ПИН-кода или на устройство для приема карт в банкомат… Неправомерно полученные различными способами реквизиты банковских карт используются для изготовления поддельных банковских карт… При использовании в банкоматах поддельные банковские карты предоставляют их обладателям все возможности подлинных банковских карт». То есть апелляция банкиров к правильному вводу ПИН-кода не всегда состоятельна и должна оцениваться в совокупности с другими доказательствами, о чем судьи иногда «забывают».

Естественно, приятель подробнейшим образом расписал эту историю в своем исковом заявлении. (Да, я дал ему пару советов, но и его адвокат оказался не промах – тут приятелю повезло снова). Естественно, он сам ходил на все заседания, даже в тех случаях, когда изначально было понятно, что противная сторона заявит ходатайство об отложении судебного заседания, и можно ограничиться формальным присутствием представителя. Естественно, дело тянулось много-много месяцев, больше года. А затем, столь же естественно, кассационная инстанция…

Лучше заранее побеспокоиться о том, как защитить себя от карточных мошенников и как правильно действовать, если все-таки защититься не удалось.

(с) ЖЖ a-nalgin

Интересные стартапы