Крупная ягода: как

Крупная ягода: как мать троих детей создала популярный интернет-магазин в России

Идею Татьяны Бакальчук о бесплатной примерке оценили уже 12 млн пользователей сайта Wildberries.

Осень 2004 года. Дождь. Татьяна Бакальчук, преподаватель английского, через всю Москву едет на общественном транспорте — метро, автобус, 10 минут пешком — за очередной 20-килограммовой посылкой с одеждой из Германии. Обновки не для нее, но принцип «своя ноша не тянет» работает: клиенты, которые заказали вещи из немецкого каталога через фирму Татьяны, оплатят их с наценкой. Квартира завалена коробками, но ни Татьяну, ни ее мужа, ни дочку-грудничка это не смущает.

Восемь лет спустя… По данным сайта Alexa, интернет-магазин одежды Wildberries. 36-летней предпринимательницы Татьяны Бакальчук в апреле 2012 года обогнал по посещаемости крупнейший в стране онлайн-универмаг Ozon. Сейчас в Wildberries ежемесячно заходят 12 млн человек, которые делают более 350 000 заказов. У компании около 3000 сотрудников по всей стране, два колл-центра, каждый день на пятиэтажном складе площадью 23 000 кв. м обрабатывают 20 000 новых артикулов одежды. В прошлом году выручка Wildberries составила 3,8 млрд рублей. По плану в 2012-м она вырастет как минимум на 25%. В чем секрет успеха Бакальчук?

В 2004 году, родив дочку, Татьяна поняла, что зарабатывать репетиторством с младенцем на руках трудно: ребенок плачет, ученики нервничают. Как и многие молодые матери, она задумалась тогда о бизнесе в интернете. Выбор пал на одежду — Бакальчук по собственному опыту знала, как трудно занятой женщине выкраивать время на поход по магазинам, и никогда не любила это делать. «К тебе сразу начинают приставать, спрашивают, чем помочь, чувствуешь себя обязанным что-то купить, а это неправильно», — говорит она.

Знакомые отговаривали молодую мать от этой затеи: мол, одежду надо примерять, никто не станет заказывать ее по интернету. «Мы и сами с мужем не предполагали, что это будет суперпроект», — вспоминает Бакальчук.

Название Wildberries родилось сразу. «Хотелось, чтобы оно звучало красиво и необычно», — объясняет Бакальчук. По задумке хозяйки миссия магазина должна была состоять в том, чтобы женщины перестали покупать черные вещи только потому, что они ко всему подходят, и сделали свой гардероб более ярким. Изначально она планировала закупать одежду для интернет-магазина у дистрибьюторов иностранных марок, но те потребовали предоплаты. Возможности вкладывать деньги у молодой семьи не было — хватило только на разработку сайта.

Тогда Бакальчук вспомнила о немецких каталогах Otto и Quelle, которые работали в России через агентов, а в сети почти не были представлены. Как правило, российские агенты каталожной торговли переводили их с немецкого, брали с покупателей 10% от стоимости выбранной вещи в качестве предоплаты и отправляли заказ в Германию. Посылки с вещами приходили на имя заказчиков наложенным платежом. Вознаграждение посредников — около 15%. «Мы сразу поставили агентское вознаграждение 10%, цены по курсу ЦБ и не стали брать предоплату с заказчиков в Москве», — говорит Бакальчук. В апреле сайт был готов. В октябре она разместила рекламный баннер на женском сайте Passions.— это стоило всего 1500 рублей в месяц. К ее удивлению, в первый же день пришло несколько заказов.

Сначала магазин располагался в квартире, а посылки Татьяна забирала сама. Но уже через год стало понятно, что пора расширяться. Wildberries арендовала небольшой офис со складом, наняла курьеров, операторов, чтобы подтверждать заказы, и программистов. Бакальчук говорит, что не помнит, сколько денег тогда зарабатывала компания, а в СПАРК и Росстат данных по ее фирме нет. В 2006 году впервые решили не предлагать на сайте одежду из каталогов, а напрямую сотрудничать с небольшими европейскими производителями. Первый блин вышел комом — в качестве моделей отсняли собственных сотрудниц, непрофессиональные фото резко контрастировали с каталожными «модельными», покупатели отреагировали негативно. Бакальчук поняла ошибку, и, как только начались крупные прямые поставки, оборудовала в офисе фотостудию с профессиональным светом.

Она сделала ставку на объем продаж, поэтому стоимость доставки и возврата товара для клиента минимальна. Еще в 2008 году компания ввела единый тариф доставки по всем регионам — 300 рублей. Это не только привлекло новых клиентов, но и сэкономило время операторов колл-центра — не нужно искать нужный город в тарифной сетке курьерских компаний в процессе подтверждения заказа.

Но рост популярности Wildberries объясняется, конечно, не только качеством картинок и дешевизной доставки в регионы. Какая самая большая проблема у интернет-магазина, торгующего женской одеждой? Покупательницы любят примерять одежду, а в интернете ее нужно выбирать по картинкам, которые ничего не скажут о том, сядет ли вещь по фигуре и цифрам размеров, которые производители далеко не всегда соблюдают в точности. К тому же российские женщины, как правило, не знают своих размеров и часто ошибаются с выбором. Выход? Покупательниц?6?

Интересные стартапы

  • Почему важно учиться Почему важно учиться грамотно распоряжаться своими финансами? Представим девушку, которая работает в офисе, зарабатывает 20 000 руб в месяц и каждый день обедает в дорогом кафе. При этом […]
  • Почему важно учиться Почему важно учиться грамотно распоряжаться своими финансами? Представим девушку, которая работает в офисе, зарабатывает 20 000 руб в месяц и каждый день обедает в дорогом кафе. При этом […]
  • Представим девушку Представим девушку, которая работает в офисе, зарабатывает 20 000 руб в месяц и каждый день кушает в гламурной кафешке. При этом она покупает себе кофе-латте за 4 евро (130 руб). Она […]
  • Принцип латте. Принцип латте. Представим девушку, которая работает в офисе, зарабатывает 20 000 руб в месяц и каждый день кушает в гламурной кафешке. При этом она покупает себе кофе-латте за 4 евро (130 […]