Что заставляет нас работать лучше? Сердобольность!

Что заставляет нас работать лучше? Сердобольность!

Кому из нас не хочется, чтобы его работа имела какой-то смысл, помимо финансового? Приятно чувствовать себя столпом капитализма, работающим на благо социального государства. Однако высокая нравственная цель едва ли будет мотивировать нас работать с большей самоотдачей, не так ли?

Как раз наоборот, утверждает профессор бизнес-школы Wharton Адам Грант, автор книги «Give and Take». Он поставил серию экспериментов, которые доказали: в глубине души мы все альтруисты и готовы рыть землю носом, чтобы только помочь ближнему, в то время как можем оставаться совершенно равнодушными к материальной мотивации.

Алло, вы готовы помочь?
Впрочем, к этому выводу Грант пришел далеко не сразу. В бытность 22-летним студентом Мичиганского университета он, как и многие его приятели, работал в call-центре фонда. Эта была дрянная работа: приходилось клянчить пожертвования в фонд, средства которого предназначались стипендиатам и грантополучателям. Поднимавшие трубку были в основном равнодушны к нуждам студентов – 93 из 100 отвечали отказом.

Да и никто особенно не старался убедить абонентов сделать благое дело. Менеджер call-центра Говард Хивнер перепробовал все средства мотивации – от денежных призов до состязательных игр, но напрасно. И тут Грант подбросил идею, которая многим поначалу показалась весьма странной.

Двигатель торговли
Грант вспомнил, как однажды был впечатлен рассказом своей коллеги по издательству путеводителей «Let’s Go», в котором они оба продавали рекламу. Работа позволяла девушке оплачивать учебу: если рекламы было мало, путеводитель не выходил, и у нее возникала проблема. Грант понял, что предотвратить такой сценарий в том числе и его задача. Он принялся трудиться в поте лица и делал это, по его словам, не столько за комиссию, сколько для защиты интересов студентов. Продажи пошли в гору. А вскоре начальство даже назначало 19-летнего Гранта главой отдела рекламы с бюджетом $1 млн.

Ребят, томящихся у телефонов в call-центре, Грант предложил взбодрить аналогичном способом. «Донесем до них благородную цель фандрайзинга и поглядим, что будет», – предложил он. Грант пригласил выпускника, однажды получившего из фонда стипендию. В течение десятиминутного перерыва тот в красках рассказал работникам call-центра, как эти деньги изменили его жизнь.

Полученный эффект превзошел ожидания самого Гранта: студенты стали проводить у телефона гораздо больше времени и принесли на 171% больше средств.

Эксперимент повторили с другим студентом: эффект – увеличение пожертвований на 400%.

Добрые внутри
Грант утверждает, что к приросту доходов подчас приводила просто демонстрация благодарственного письма от стипендиатов и получателей грантов. Это было невероятно. Грант повторял эксперимент снова и снова и даже вовлек в него волонтеров в больницах. Результат был тем же: люди начинали работать лучше, хотя никто из них не объяснял рост персональной эффективности впечатлением от рассказов реципиентов о колоссальной важности того, что те для них делали: «я набрался опыта», «да мне просто везет», – отмахивались они.

Грант, однако, был уверен, что приоткрыл потайную дверь в мир подсознательной мотивации. Обратная связь, полученная от бенефициаров, запускала когнитивные процессы, итогом которых становилась резкая интенсификация усилий студентов – сотрудников call-центра. Люди уже не тащили свой крест, а бросались в атаку.

Оказывается, осознание помощи другим мотивирует лучше, чем традиционные посулы денег, власти или карьерного роста. По Гранту, человек не так уж ленив и эгоистичен – если, конечно, снабдить его правильным нематериальным стимулом.

Slon ©

Интересные стартапы

  • Что выгоднее: Лизинг или кредит? Что выгоднее: Лизинг или кредит?У многих предпринимателей при покупке дорогостоящего оборудования / автотранспорта возникает вопрос о том, как выгоднее покупать: в лизинг, в кредит или за […]
  • Системы налогообложения: Системы налогообложения:Общая система налогообложения (ОСН).Упрощенная система налогообложения (УСН).Единый налог на вмененный доход (ЕНВД).Патентная система налогообложения (ПСН).Общая […]
  • 22 факта о социальных сетях: 22 факта о социальных сетях:1. Один миллион ссылок распространяется в facebook каждые 20 минут.2. Ежечасно в facebook 4.5 миллиона человек получают приглашение на какое-либо мероприятие.3. […]
  • Как достичь выдающихся успехов в жизни и в бизнесе? Как достичь выдающихся успехов в жизни и в бизнесе? Уроки Коносуке Мацуситы, основателя Panasonic Четыре главных ключа к выдающемуся успеху в жизни и бизнесе: - увлеченность любимым делом […]