18 ошибок стартапов

18 ошибок стартапов, которые их убивают (от Y Combinator), часть 1
Представляю вам вольный пересказ статьи Пола Грэма из Y Combinator, которая является, пожалуй, самым классическим перечнем классических ошибок стартаперов. Почему то этой статьи среди множества его переводов не нашлось. Попутно буду приводить примеры из жизни GPST. Перевожу частями, так как статья большая. Итак,
1. Фаундер-одиночка.
На самом деле большинство успешных стартапов запущены не в одиночку, даже если со стороны так кажется. Тому есть несколько причин. Одному очень тяжело делать все. Очень легко все бросить. Если вы с друзьями, то вам есть, с кем обсудить решения, с кем побрейнстормить и вас не оставит мотивация “я не могу их подвезти”.
GPST Inside: по нашему опыту адекватно один человек может работать только на стадии идеи (pre seed) и только в случае, если это необходимо как психологическая школа выживания – для формирования предпринимательского типа мышления. С этой точки зрения побыть одному и попытаться разобраться во всех вопросах полезно – если ты собираешься стать CEO и не имеешь подобного опыта (был всю жизнь технарем, например).
2. Плохая география.
Это тот фактор, который влияет на нас всех. В тех местах, где стартап индустрия развита (в России сюда можно отнести Москву, Санкт-Петербург), больше нужных вам людей, экспертов, подрядчиков, людей, которые симпатизируют тому, что вы делаете и т.д. Даже города внутри США имеют значение. Пользу вашему стартапу могут привести (в порядке приоритета) Silicon Valley, Boston, Seattle, Austin, Denver, and New York. Остальные города уже ничего вам не дадут. В Европе к таким городам можно отнести Берлин, еще от нас недалеко Израиль, где стартап индустрия тоже развита.
GPST Inside: география имеет большое значение, на самом деле. Меньшее – если у вас уже есть опыт, связи, инвестиции и ваш проект не b2b. Как мы с этим боремся? Во первых, мы периодически ездим общаться с людьми. Во вторых, стараемся не запускать чистых b2b проектов, требующих личных продаж. Но негативное влияние расположения все равно чувствуем.
3. Маргинальная ниша
Многие стартапы выбирают слишком маленькую и узкую нишу в надежде избежать конкуренции. Это ошибка. Вы можете избежать конкуренции только избегая хороших идей. Выбирать стоит нишу, в которой у вас или вашего решения есть конкурентное преимущество, а не ту, где нет конкурентов.
В противном случае у вас очень быстро откроется болезнь маленьких проектов.
GPST Inside: мы стараемся делать проекты, которые решают очень конкретную проблему, но при этом применимы широко. Иногда проект даже меняется в сторону расширения ниши. Например, изначально у проекта yotru была одна целевая аудитория – интернет магазины. Но на практике мы увидели, что этим решением интересуются SaaS сервисы, например, и вообще любые сервисы в интернете, за которые люди платят. Наши перспективы значительно расширились.
4. Клоны и повторения
Многие стартапы просто берут идеи успешных проектов и стараются их повторить и попутно улучшить. Но если вы посмотрите на действительно успешные стартапы, то практически никто из них не был повторением или клоном. Мое мнение – что лучше решать проблемы, которые лично вас заботят. Так что вместо копирования Facebook поищите идеи где-нибудь в другом направлении. Да, вы можете собираться сделать улучшения, которые Facebook ПО ЗНАНИЮ, а не по незнанию, игнорирует, но вряд ли это вам поможет.
Конечно, мы все с вами живем в России и это как раз тот случай, когда делать клоны более осмысленно, потому что те самые изначально успешные стартапы просто не идут на этот рынок, который находится за бетонной стеной нашего великого и могучего языка и титановым сплавом нашего хитроумного законодательства. Эти стены защищают нас от вторжения успешных мировых проектов и дают возможность создать состояние на повторениях. Это не то, что лично мне интересно, но право на жизнь имеет)
5. Упрямство
Очень часто стартаперы настолько увлекаются своим видением, что перестают реагировать на обратную связь, которую дает им мир. Это так не работает. Поставить себе цель и идти к ней несмотря ни на что можно, когда проблема, которую вы решаете, достаточно точно определена, вроде как завоевание Олимпийской медали по какому-нибудь виду спорта. Стартапы больше похожи на науку, где вам нужно следовать туда, куда заведет вас ваше исследование.
Не будьте сильно привязаны к первоначальному плану, потому что он, скорее всего, неправильный. Самые успешные стартапы в конечном итоге делали совсем не то, для чего предназначались. И самая трудная часть в этом – это то, что вам приходится выбрасывать старую идею. При этом открытость новым идеям должна быть не абсолютной. Правильным будет рассматривать этот процесс как прогресс идеи. Если вам удается переиспользовать все то, что вы успели понаделать до этого, то скорее всего вы на правильном пути. Если же приходится начинать с полного нуля каждую неделю – то все на самом деле плохо.
Ориентироваться стоит на пользователей. Если ваш новый поворот приводит какую то их часть в возбуждение – то вы на правильном пути.
Самое страшное в этом, это когда вы просто не даете себе получать обратную связь, чтобы не дай бог кто нибудь не сбил вас с вашей идеи. Количество человеко-лет, которые годами пилили что-то, не нужное никому, у себя на кухне – устрашает. Но точно так же устрашают и люди, у которых каждую неделю новая идея и они даже не успевают понять, был ли в них на самом деле смысл, или это просто было одно негативное мнение. Это все просто разные зоны комфорта, из которых мы боимся выходить.

Интересные стартапы

  • Уоррен Баффет о высшем образовании Уоррен Баффет о высшем образовании Уоррен Баффет, один из самых успешных инвесторов современности, выразил мнение о том, что роль высшего образования в карьере сильно преувеличена. […]
  • «Какой совет был «Какой совет был лучшим в вашей жизни?» Такой вопрос Business Insider задал самым известным предпринимателям и управленцам. Ричард Брэнсон, основатель Virgin: "Моя мама всегда учила меня: […]
  • «Какой совет был «Какой совет был лучшим в вашей жизни?» Такой вопрос Business Insider задал самым известным предпринимателям и управленцам. Ричард Брэнсон, основатель Virgin: "Моя мама всегда учила меня: […]
  • Чем отличаются предприниматели от менеджеров? Чем отличаются предприниматели от менеджеров? Между людьми, выбирающими относительно безопасный карьерный путь в стенах чужого офиса, и теми, кто рискует, чтобы перестать работать "на […]